71aaa310929a492be5431d037d83421e

Где взять вдохновение: интерьеры музея «Горки Ленинские» глазами дизайнера

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что всё модное — это хорошо забытая классика. Именно поэтому в поисках новых идей дизайнеры и архитекторы часто обращаются к старине. Дизайнер София Тодоровская побывала в усадьбе-музее «Горки» и рассказала, чем так привлекательны эти интерьеры

Вы когда-нибудь задумывались, где архитекторы и дизайнеры черпают вдохновение? В профессиональных журналах, работах коллег, произведениях искусства, на улице — ответ у каждого свой.

Но иногда прошлое может вдохновлять не хуже всего вышеперечисленного: например интерьеры подмосковной усадьбы «Горки», в которой побывала дизайнер София Тодоровская. Она охотно поделилась с нами впечатлениями, и в этой статье мы приводим её репортаж.

София Тодоровская, дизайнер интерьеров

Окончила кафедру дизайна архитектурной среды в МАрхИ, работает дизайнером интерьеров с 1999 года. Занимается дизайном частных и общественных интерьеров, декорированием и текстильным дизайном.

— Недавно я побывала в усадьбе «Горки» с экскурсией «Наследие Фёдора Осиповича Шехтеля» и хочу поделиться своими впечатлениями с вами, уважаемые читатели. Сначала немного истории. Построили усадьбу в последней четверти XVIII века, когда владения помещицы М. Наумовой перешли к М. Спасителевой, которая в селе Вышние Горки выстроила кирпичный жилой комплекс и разбила регулярный сад. На рубеже XVIII и XIX веков владение перешло к семье Дурасовых, и застройка усадьбы продолжилась. Архитектурный ансамбль, созданный по канонам классицизма, сохранился в своей основе и получил осевую симметричную планировку.







В середине XIX века имением владел генерал А. Писарев, а после 1861 года усадьба перешла к коннозаводчику Н. Сушкину, которому принадлежала до конца 1880-х. Запущенная и разорённая, она была приобретена фабрикантом А. Прокофьевым, который и занялся её восстановлением. При нём был отремонтирован дом с флигелями, расчищен парк и заложен яблоневый сад.





В дальнейшем усадьбой владел нефтепромышленник С. Шибаев, от которого она перешла к братьям Герасимовым. Позднее при продаже они запросили за усадьбу очень большую сумму, отпугнувшую многих покупателей, но пожелавшая приобрести имение Зинаида Григорьевна Морозова купила дом и земли не торгуясь. При ней в усадьбе в 1909—1914 развернулось строительство, которое подарило всему архитектурному ансамблю новый облик.

Для реконструкции архитектурного ансамбля в Горках был нанят архитектор Фёдор Осипович Шехтель. В первую очередь перестраивается главный дом: зодчий разрушил классическую анфиладу внутренних помещений, перенёс главный вход в дом из центральной части в торец и пристроил к нему веранду. С противоположной стороны в возведённой пристройке был размещён зимний сад.



Главный фасад украсил торжественный ионический портик, садовый — изящная лоджия с балконом. В обработку фасадов были введены лепные барельефы. Скульптуры символизировали богатство, достаток, счастье и семейное благополучие. Большие лепные панно на восточной и северной сторонах здания были призваны рассказать историю любви могучего воина, покорённого прекрасной и нежной женщиной. Это, по сути своей, являлось иносказательно переданной историей самих владельцев усадьбы.





Наше мнение:

— Интересно, что такая структура потолка спустя десятилетия совсем не потеряла своей актуальности. Точно такое же оформление — люстра в центре и симметричные гипсовые детали по периметру — мы часто встречаем и в современных интерьерах, особенно выполненных в классическом или неоклассическом стиле.

Шехтелю поручили оформить и внутреннее убранство главного дома. Мебель, находившаяся в усадьбе, в основном была выполнена в 1890-х для особняка на Спиридоновке, а затем, после продажи дома Рябушинским в 1910 году, перевезена владелицей в «Горки». Комплект люстр был сделан, очевидно, по рисункам Шехтеля специально для этой усадьбы.







Интерьеры так же, как и архитектурный облик зданий, были оформлены в неоклассическом стиле и стиле модерн. В убранстве использовались предметы мебели и декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала XX века, хотя есть и более старинные предметы, сохранившиеся, вероятно, от ранних владельцев усадьбы.







Самое поразительное в интерьерах этой усадьбы то, что даже созданные более 100 лет назад, они не утратили своей новизны и актуальности и могли бы украсить любой загородный дом и сейчас. В обстановке усадьбы всё продумано до мелочей: от расстановки мебели до многочисленного декора. Гостиные, столовые, спальни, кабинеты, ванные комнаты и другие помещения оформлены совместно хозяйкой дома Зинаидой Морозовой и архитектором Фёдором Шехтелем.







Наше мнение:

— Обратите внимание на цветовую схему кабинета. Кажется, архитектор ещё в XIX веке предвидел горячий тренд последних лет — коньячный цвет в интерьере. Он встречается и в других комнатах усадьбы, преимущественно в комплектах деревянной мебели.

Впечатляют детали оформления: лепнина и росписи на потолке, ажурные светильники, дверные ручки, смесители замысловатой формы в ванных комнатах, наконечники карнизов в виде головы барана, текстиль и многое другое. Все они позволяют представить, как жили когда-то люди высшего сословия из другой эпохи.







До сих пор архитектура дома, его интерьеры и всё убранство волнуют и вдохновляют нас, дизайнеров и архитекторов, на создание современных жилых интерьеров в стиле неоклассика и модерн.







Наше мнение:

— Интерьеры усадьбы «Горки» дошли до нас в таком хорошем состоянии по счастливому стечению обстоятельств: после революции здесь жил и работал Ленин, поэтому поместье не разграбили, как многие другие. После смерти вождя это место стало мемориальным, тем самым снова сохранив интерьеры в целости.

Фотографии Софии Тодоровской.

Источник: roomble.com

Читайте также:

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × четыре =